сайт-издательство научных материалов
Предисловие ко второму изданию
Со времени написания первого варианта этого курса прошло 10 лет, а с момента первого издания – 6. Человечество незаметно и внезапно, неожианно, как наступает зима в России, обнаружило себя в уже не в «тучных нулевых», а в конфликтных десятых. Академическая эволюция в России перешла из фазы «реформы ради реформ» в фазу скакания с кастрюлей на голове. Результат бодрый и обескураживающий.
Вместо Академии Наук как Республики Учёных, управляемой худо или хорошо, но работающей наилучшим достижимым образом, появился «Клуб Учёных Мужей», управляемый извне (ФАНО) великолепным образом, но в науке не работающий никак. Институты работать продолжают, по принципу «точной науки»: за что заплатишь, то и получишь, но стратегии развития при этом быть не может, и результат обязательно будет «достижимый», но едва ли «наилучший достижимый». «Догоняющий рост» торжествует.
Вместо 2000 высших учебных заведений (что было явно много) скоро останется 400 (что само по себе не хорошо и не плохо). 5 университетов России, наверное, даже войдут в сотню наиболее известных в мире. Естественно, если вы к сотне самых крупных российских университетов присоеди-ните «сваркой давлением» 1600 малых, то в этой сотне само собой найдется пятерка заметных в мировом масштабе. Но станет ли кто-нибудь из сливаемых сильнее?
В стандартах высшего образования появились и почти миновали «компетенции». То есть где-то в характеристике заводов и корпораций компетенции – способность строить морские суда или дирижабли, добывать сланцевый газ или заготавливать лес – остались. Но то, что было положительного в «компетенциях» третьего поколения стандартов образования – «личностные компетенции», свойства и черты личности, которые должны быть сформированы, «воспитаны» в процессе образования – выродились совершенно. В третьем стандарте была хоть «коммуникабельность», а в четвертом остались только какие-то «ОК-3» и «ПК-21», которые для каждого направления свои, и в практике организации высшего образования воспринимаются чисто формально. В лучшем случае перечисляются «знания, умения и навыки». В худшем – табличка «модуль БГ-3 формирует компетенции ОК-3, ОК-7...» и ещё 25 штук. Экспертиза нереальна. Формы отчетов потеряли какую бы то ни было связь с реальным содержанием учебного процесса.
Но задачи, которые стоят перед человечеством, стоят не потому, что их ставит начальство. И решать их приходится не по принципу: «Если начальство ставит задачи реальные, то и образование лучше реальное; а если начальство ставит задачи классические, то и образование лучше классическое». И в этом плане за 10 лет изменилось мало. По-прежнему, в бакалавриате нужен историко-философский курс, по прежнему в магистратуре нужен систематический курс гносеологии, по прежнему аспиранту нужен курс общей и специальной истории науки, включая метаисторию (историю методологических воззрений на науку). И по-прежнему, практика преподавания философии далека от этого, как от небес. «Базовый», «Углублённый» и «Продвинутый» курсы философии в лучшем случае различаются количественно, глубиной проникновения в любимую тему преподавателя философии, но не качественно. Все они совершенно одинаково выполняют «общекультурную» функцию общегуманитарного образования, и ни один из них не встраивается в «профессионально-ориентированное» воспитание. Все они соответствуют «должен знать», и ни один из них не соответствует «должен уметь», не говоря уже о «должен быть».
Основной текст курса претерпел минимальные изменения. Материал несколько расширен без изменения структуры; уточнён ряд ссылок, обновлены списки литературы. Методические замечания и задания из основного текста вынесены, вместо них сформированы самостоятельные практикумы: «Задания по формальной логике», «Задания по диалектике», «Критика факта», «Концептуальный анализ». Для облегчения работы с полным курсом, материалы, характеризующие его структуру и назначение отдельных файлов, сведены в «Презентацию курса», которая размещена на сайте coevolutia.ru.