Опубликовано Administrator - пт, 01/12/2024 - 14:21

Коэволюция

Мандат журнала

 

Н.Н.Моисеев характеризует ноосферу как состояние биосферы, когда человечество берет на себя ответственность за дальнейшее развитие не только общества, но и биосферы в целом. Коэволюцию он трактует как такое развитие человечества, которое не разрушает стабильности биосферы, её гомеостаза, и как синоним "sustainable development". Не управлять, но ведать.

 

Предметное поле коэволюции как науки включает в себя спектр проблем.

 

Теоретическая история

Экспериментальная история

История, экономика и математика

История – одна из древнейших наук. С другой стороны, и в XXI веке "ещё не наука": достаточно спросить, а возможна ли вообще теоретическая история? а возможна ли вообще экспериментальная история? Ремесло историка успело побывать нарративом о деяниях царей и героев, просветлении святых мужей и погибели грешников; описанием завоеваний народов и народных духов; раскрытием борьбы сначала партий, а потом классов и их интересов; эволюцией этносов и культур (или культуры), или мирсистем. Но в чем именно состоит теория истории? С другой стороны, свой предмет изучения историк не может наблюдать сам, а ещё ему приходится строить свои теории и на прямо подтасованных фактах. Гносеологически историк справляется с поддельными фактами, разоблачая подделки, и сразу же начиная изучать историю подделок. Но историк идет и дальше. Историческая реконструкция есть полновесный научный эксперимент, но она, конечно, может иметь различную научную ценность.

 

Глобализация и культурное наследие

В глобализации как таковой есть только проблемы технические. Глобальной проблемой человечества глобализация становится тогда, когда она подрывает основы существования человечества в мире. Простая диффузия культуры действительно сменяется чем-то иным.

 

Устойчивое развитие: окружающая среда

Барри Коммонер сказал: "Природа знает лучше" – и был неточен и не прав. Люди знают лучше природы, но не потому, что знают хорошо, а просто потому, что вообще знают. Взять на себя ответственность за защиту природы – то же самое, что и взять на себя ответственность за переделку природы. Но сверх того, эта проблема находится в фазе, противоположной состоянию предидущей. В последней сейчас время "изгнания философии" и "борьбы с метафизикой". А в первой, наоборот, время нормативных штудий.

 

Ядерное оружие и международная безопасность

Мир не есть только отсутствие войны. Мир есть прежде всего особый порядок общественных отношений, в рамках которого противоречия разрешаются без применения вооружённого насилия и угрозы таковым. Сегодняшняя конструкция мира противоречива, опасна и ограничена. Её изменение требует обсуждения характера политических противоречий в современном мире, угроз и сдерживаний, взаимных зависимостей и возможного причинения ущерба военными, невоенными и "иными" средствами, "сторон" и "несторон" в мировой политике, "консенсусов" и их разрушения, и многого другого.

 

Экономический рост vs социальная справедливость

Неравенство доходов возрастало в последние десятилетия почти во всех странах мира, и сегодня является одной из наиболее неотложных проблем в современном мире. Но это только видимая сторона проблемы. Экономика есть модель общества, построенная на основе ценностных измерений по системе стоимости. Но в обществе есть и другие системы ценностей – справедливость, солидарность, доверие, свобода, истина, красота и так далее. Эволюция общества есть коэволюция подсистем, построенных на основе измерений по системе каждой их этих ценностей.

 

 

Реиндустриализация Старого Света

В 70-х годах ХХ века начался процесс перемещения промышленности из развитых капиталистических стран в тогда третий мир. По прошествии времени социальные последствия оказались негативными. Рабочий класс эпохи "всеобщего благоденствия" выполнял функцию социального лифта. В ходе перемещения промышленности на восток этот социальный лифт в странах Запада "остановился". Китай стал второй экономикой мира и вот-вот станет первой. Естественно, он хочет занять надлежащее место в сфере финансовых, информационных и прочих услуг. Но это означает утрату развитыми странами ведущего положения в этих сферах, и, следовательно, катастрофическое сокращение их национального дохода – которое не может быть компенсировано промышленностью, ввиду отсутствия последней.

 

Всемирный План

Все вышеперечисленные аспекты проблемы прямо подводят к проблеме планирования. План, который соответствует обсуждению намеченных для журнала "Коэволюция" проблем, может быть только Всемирным Планом Устойчивого Развития. Всемирный План несет в себе риск демократического суверенитета над гражданами – и негражданами. Но и отсутствие Всемирного Плана – прямой риск недемократического, имперского суверенитета.

 

Общество знаний

Первым опытом постиндустриального общества выступило общество информационное, хотя замысел был – общество знаний. Знание – сила, и знание – богатство. Но прежде, чем измерять, сколько стоит знание, стоило бы измерить сколько знания есть в нашем знании. Наука должна производить знания. Но количество публикаций, импакт, индекс Хирша,- показатели информации, а не знаний. Совершенно непонятно, действительно ли необходимо давать цену знаниям, то есть должны ли знания быть одним из ресурсов рыночного оборота. Знания как товар слишком личны. А личность не может быть предметом купли и продажи.

 

Холистическая эволюция

Ян Христиан Смэтс писал что в творческом развитии к новому, следует исходить из будущего целого: творческое новое целое, когда возникнет, обладает таким потенциалом, что побеждает в порядке естественного отбора. Будущее целое «притягивает к себе» развитие (принцип холизма). В истории мы имеем много примеров того, как новое объединение людей возникает в борьбе против какой-то угрозы, и очень мало примеров добровольного объединения для построения чего-то лучшего. Наилучшее очень часто недостижимо из-за разногласий, из-за противоречия интересов. Возможное определяется в борьбе, и realpolitik сводится к тому, чтобы выделить «внутреннего врага», объединить «всех» против него, и, может быть, из этого объединения возникнет новая целостность. Но может быть и не возникнет. Человечество, однако, не имеет шансов повторить попытку.

 

Н.Печерских, редактор-издатель

11 февраля 2018 г.

 

 

Перечисленные темы определяют направление журнала, но не являются исключительными для принимаемых в журнал статей.